История ковроткачества в Канашах

Загрузка ...

Ковровый промысел возник в с. Канаши в XIX в.

"Канаши — центр кожевенного промысла, имеет 170 чел. в нём занятых, в шорном промысле здесь же занято — 260 чел. Наличие в Канашах кожевенного промысла, дающего шерсть в качестве побочной продукции, послужило развитию производства шерстяных половиков, чем занято свыше 500 женщин" (данные Орготдела Уралоблисполкома, 1928 г.)


Вначале изготовлялись махровые ковры и паласы (безворсовые ковры). Позже, в 1930-х гг., началось изготовление ворсовых ковров с  геометрическим узором местного типа и растительным орнаментом.
Канашинские ковры известны под общим названием "сибирских".

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
экспертной комиссии Научно-исследовательского
института художественной промышленности


На основании изучения архивных и литературных материалов, просмотра изделий, выпускаемых Канашинской ковроткацкой фабрикой им. Н.К. Крупской, ознакомления с технологическим процессом их производства, анализа статистических особенностей ассортимента экспертная комиссия свидетельствует, что Канашинская ковроткацкая фабрика является правопреемником созданной в 1925 году в Канашах ковровой артели и продолжателем традиционных для Зауралья ковровых промыслов и ремёсел. Она выпускает шерстяные высоковорсовые и ворсовые ковры ручной выработки, разнообразные по размеру и утилитарному назначению ковровые изделия, выполняемые в ворсовой и безворсовой техниках: накидки на кресла, дорожки, чехлы на подушки; ряд ковровых изделий выполняется на механических станках с ручной проработкой узора. С художественным оформлением ковров и ковровых изделий связана богатая орнаментация. В высоковорсовых и ворсовых коврах преобладает растительный и цветочный орнамент. Выполняются ковры с рисунками «Яблоня», «Чайная роза», «Нежность» и др. Используются классический приемы построения композиции ковра с введением медальонов, центрального поля и каймы. Колористическое решение ковров и ковровых изделий отвечает художественным традициям местного народного искусства и современным эстетическим требованиям.

Выводы: в производстве ковров и ковровых изделий творчески развиваются традиционные художественные и технические приемы коврового искусства Зауралья, применяется преимущественно ручной творческий труд, [который] сочетается в отдельных вещах с механическим, используется метод творческого варьирования, что даёт основание отнести Канашинскую ковроткацкую фабрику им. Н.К. Крупской к предприятиям народных художественных промыслов, а выпускаемую ею продукцию к изделиям народных художественных промыслов.

Составлено экспертной комиссией Научно-исследовательского института художественной промышленности в составе: Т.А. Бадяевой — директора института, кандидата искусствоведения, Н.С. Королёвой — зав. отделом теории, кандидата искусствоведения, заслуженного работника культуры Российской Федерации, Л.В. Федотовой научного сотрудника лаборатории художественной обработки текстильных материалов, Н.Б. Эпштейн — ведущего научного сотрудника отдела экономики, кандидата экономических наук, при участии Л.В. Бурдина — главного инженера Канашинской ковроткацкой фабрики им. Н.К. Крупской.

 

 

Канашинская ковроткацкая фабрика за 75 лет своего существования руками десятков ткачих заработала отменный имидж не только на бывшем пространстве СССР, но и за рубежом. Достаточно сказать, что один ковер работы канашинских мастериц хранится в Королевской галерее в Лондоне, их работами любовались во время выставок коллег и жителей Лейпцига, Брюсселя, Загреба, Будапешта, Монреаля, Дамаска, Милана и других городов.

   Высокое качество, натуральное сырье делали канашинские ковры мечтой многих, поэтому в магазинах их продавали по записи. Но с началом перестройки предприятие развалилось: меняющиеся ежедневно цены на сырье, электроэнергию, неподъемные налоги ... Знаменитые канашинские ткачихи оказались безработными.

   В 2000 году у канашинских ковров началась было вторая жизнь. Судьбой фабрики и возможностью ее восстановления занялся предприниматель из Свердловской области Игорь Беляев. Так появилось ОАО "Канашинские ковры". Поначалу вернули в цеха более пятидесяти рабочих, запустили серийные изделия, но просчитались с рынком сбыта и прогорели.
Сегодня предприятия "Канашинские ковры" как такового,  не существует, но женщины-умелицы остались в селе и ткут ковры по индивидуальным заказам, которые делают состоятельные люди или крупные корпорации.
    Среди  выполненных заказов - панно с родовым гербом, эмблемами и знаками некоторых корпораций и предприятий; был  ковер, на котором выткали автограф заказчика. Одна из интересных работ – своеобразная фотография семьи заказчика, вытканная по мотивам картины, на которой дети представлены в образе ангелов. К 10-летнему юбилею областной думы выткали ковер с изображением герба области и надписью. Особая гордость у мастериц за ковер, который выткали к 60-летию Курганской области в 2003 г. На изделии размером два на три метра была изображена карта Зауралья и герб.

Источники:
Шадринск городок http://schadrinsk.narod.ru/library/shadrinskie_sela.html
ИА "Альянс Медиа"http://openmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=192678