История села Канаши

Русские люди из Пскова, Новгорода, Архангельска, Вологды, Великого Устюга, Перми осваивали Зауралье в течение XVII-XVIII веков. Приходили, чтобы быть свободными от крепостного права. Манили их плодородные земли Приисетья. Переселенцы знали кожевенное, сапожное, пимокатное, экипажное и другие ремёсла.

В 1644  году на левом берегу Исети основана Шандринская заимка. 

Основателем слободы является В 1662 году крестьянин Юрий Никифорович Малечкин, прозванный также Юшкой Соловьём, обратился в Тобольск с челобитной, в которой просил разрешения у воеводы строить острог и слободу на Шадриной заимке. В Наказной памяти на заведение Шадринской слободы Юшке Соловью было разрешено "лета 7171 (1662 год) сентября в 15 день (25 сентября)" начать строительство. Первыми жителями нового селения были крестьяне и беломестные казаки. 1662 г. считается годом основания города Шабринска.

Под прикрытием стен Шадринского острога началось активное заселение берегов Исети крестьянами из северных и центральных губерний России.
Вокруг Шадринской слободы стали образовываться  другие поселения.
Каждое село имело своё лицо, свой характер, свои особые жизненные интересы. А всех их объединяло одно стремление: в столь благодатном крае жить можно лучше. Предки наши были предприимчивы, трудолюбивы, с живинкой в деле.

Документы Верхотурской приказной избы свидетельствуют, что Юрий Никифорович Малечкин был основателем не только Шадринской слободы, но и Канашинской. Год основания села Канаши 1682*/.

Легенда гласит, что основателями его были чуваши. Они остановились на берегу безымянной реки и сели "совет держать", где им поселиться. Здесь и решили осесть, реке и поселению дали одинаковые названия – Канаш. Значение этих топонимов – с чувашского "канаш" переводится как "совет". Дословно названия звучали, конечно, как "канаш шыве" (река совета) и "канаш яле" (деревня совета).


Первыми жителями Канашей были беглые крестьяне Велико-Устюгского уезда Вологодской губернии. Принадлежали они помещику Павлу Ивановичу Дебособрову. Он отыскал своих крестьян в Сибири, но не принудил к переселению обратно, а оставил за собой право владения ими. После его смерти крестьянами владела его жена и две сестры, а позже — наследники. В 1806 году крестьяне села Канаши откупились от своих помещиков за 15 тысяч 200 рублей и получили вольную. Ещё в нынешнем веке знали, что Чижовы, Веденеевы, Раевы, Воложанины - потомки барских крестьян.

В начале XVIII столетия в селе был деревянный храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского, а в 1801 году заложена каменная двухэтажная церковь. Её возвели быстро - за три года из собственного кирпича. Не забыли канашинцы и своих прежних святых Иоанна и Прокопия — чудотворцев Велико-Устюжских. Храм отличался благолепием, особенно красив был иконостас в верхнем этаже.

Главным занятием канашинцев было земледелие. Сеяли пшеницу, овёс, рожь, ячмень, просо, вику, люцерну, суданку, клевер. В каждом дворе имелись кони, коровы, свиньи, овцы, гуси, куры, утки.

Трудолюбивые канашинцы, однако, больше были известны в Сибири промыслами. На рубеже двух последних веков в Канашах было 545 хозяйств, 120 из них считались крупными кожевенными заведениями. Канашинцы ежегодно обрабатывали 400 тысяч кож.

В архивных документах упоминается фамилия Воложанина, дрянновского крестьянина, который в начале сороковых годов прошлого столетия построил три училищных здания в Дрянново, Канашах, Ольховке. Кстати, эти здания по сей день сохранились, в двух из них учатся дети. Правительство отметило благотворительность Воложанина серебряной медалью.

Откуда же Воложанин взял столько денег? Выделывал кожи. В 1850 году завистники сожгли усадьбу Воложанина. На пепелище остались только пять треснувших от огня котлов для выделки кож. Эти пять котлов и давали мастеру такой доход. И это было не удивительно для Канашинского округа. Богато жили канашинцы.

История села Канаши
Канаши. За околицей. Фото 2010 г.


Трудно сейчас представить, что вокруг села работали 100 ветряных мельниц для получения дубового корья, без которого невозможна выделка кож. Но потом Соколов - тоже родом из Канашей - построил первую мукомольную мельницу с механическим двигателем, приспособил к ней дуботолчею, и с тех пор крылатые чудо-мельницы стали вытесняться под напором технического прогресса.


Канашинцы выделывали конские, коровьи, бычьи и даже верблюжьи кожи. Сырьё шло из Тюмени, Петропавловска, Кустаная, Троицка и других мест Урала и Сибири. И отходы от выделки кож не пропадали: мездру продавали Шадринскому клееваренному заводу, шерсть отправляли ольховским пимокатам, хвосты и гривы шли для веревок. 25 семей имели хорошо оборудованные шорные мастерские. Ременная упряжь шла в Сибирь. Металлические изделия (удила, кольца, хомутовые клещи) покупали в Ярославле и в Москве.

Канашинские женщины были искусными ткачихами, ткали домашние «выкладные» половики, коврики.

На продажу готовили много глиняной посуды: корчаги, кринки, латки, кувшины с покрышками, горшки. Этот промысел сохранился почти до середины 50-х годов XX века. Посуда была глазурованной и прочной. Крестьяне окрестных сел с удовольствием покупали её. Изготовляли в селе и кирпич, главным образом для собственных нужд. Был он прочным и дешевым.

В.П.Бирюков в 1926 году отмечал в Канашах 22 промышленных заведения .

В 1932 году МТС из Хлызово перевели в Канаши. В то время в селе было четыре колхоза: «Вольный пахарь», «Революционер», «Коминтерн» и имени Молотова. Всех, кто занимался промыслами, объединили в две артели: «Гигант», в которой выделывали кожи и шили обувь, и имени Крупской - прядильно-ткацкую, которая дошла и до наших дней. К сожалению, другим промыслам, которые веками совершенствовались предками, повезло меньше.

 

*/ По источнику "Геоблог  http://45f.ru " годом основания села Канаши указывается 1666 г.

Источники:
Шадринск-городок http://schadrinsk.narod.ru/library/shadrinskie_sela.html
Курганский городской форум http://3522.ru/forum/showthread.php?t=33
Стоит село Канаши на реке Канаш http://www.kanash.tv/2011-05-22-07-32-49/14-2010-10-09-07-25-31.html