Из истории ковроткачества в Канашах

Ковровый промысел возник в с. Канаши в XIX в.

"Канаши — центр кожевенного промысла, имеет 170 чел. в нём занятых, в шорном промысле здесь же занято — 260 чел. Наличие в Канашах кожевенного промысла, дающего шерсть в качестве побочной продукции, послужило развитию производства шерстяных половиков, чем занято свыше 500 женщин" (данные Орготдела Уралоблисполкома, 1928 г.)


Вначале изготовлялись махровые ковры и паласы (безворсовые ковры). Позже, в 1930-х гг., началось изготовление ворсовых ковров с  геометрическим узором местного типа и растительным орнаментом.
Канашинские ковры известны под общим названием "сибирских".

 

Ковроткачество , КанашиЗАКЛЮЧЕНИЕ
экспертной комиссии Научно-исследовательского
института художественной промышленности


На основании изучения архивных и литературных материалов, просмотра изделий, выпускаемых Канашинской ковроткацкой фабрикой им. Н.К. Крупской, ознакомления с технологическим процессом их производства, анализа статистических особенностей ассортимента экспертная комиссия свидетельствует, что Канашинская ковроткацкая фабрика является правопреемником созданной в 1925 году в Канашах ковровой артели и продолжателем традиционных для Зауралья ковровых промыслов и ремёсел. Она выпускает шерстяные высоковорсовые и ворсовые ковры ручной выработки, разнообразные по размеру и утилитарному назначению ковровые изделия, выполняемые в ворсовой и безворсовой техниках: накидки на кресла, дорожки, чехлы на подушки; ряд ковровых изделий выполняется на механических станках с ручной проработкой узора. С художественным оформлением ковров и ковровых изделий связана богатая орнаментация. В высоковорсовых и ворсовых коврах преобладает растительный и цветочный орнамент. Выполняются ковры с рисунками «Яблоня», «Чайная роза», «Нежность» и др. Используются классический приемы построения композиции ковра с введением медальонов, центрального поля и каймы. Колористическое решение ковров и ковровых изделий отвечает художественным традициям местного народного искусства и современным эстетическим требованиям.

Выводы: в производстве ковров и ковровых изделий творчески развиваются традиционные художественные и технические приемы коврового искусства Зауралья, применяется преимущественно ручной творческий труд, [который] сочетается в отдельных вещах с механическим, используется метод творческого варьирования, что даёт основание отнести Канашинскую ковроткацкую фабрику им. Н.К. Крупской к предприятиям народных художественных промыслов, а выпускаемую ею продукцию к изделиям народных художественных промыслов.

Составлено экспертной комиссией Научно-исследовательского института художественной промышленности в составе: Т.А. Бадяевой — директора института, кандидата искусствоведения, Н.С. Королёвой — зав. отделом теории, кандидата искусствоведения, заслуженного работника культуры Российской Федерации, Л.В. Федотовой научного сотрудника лаборатории художественной обработки текстильных материалов, Н.Б. Эпштейн — ведущего научного сотрудника отдела экономики, кандидата экономических наук, при участии Л.В. Бурдина — главного инженера Канашинской ковроткацкой фабрики им. Н.К. Крупской.

 

 

Ковры Канаши Канашинская ковроткацкая фабрика за 75 лет своего существования руками десятков ткачих заработала отменный имидж не только на бывшем пространстве СССР, но и за рубежом. Достаточно сказать, что один ковер работы канашинских мастериц хранится в Королевской галерее в Лондоне, их работами любовались во время выставок коллег и жителей Лейпцига, Брюсселя, Загреба, Будапешта, Монреаля, Дамаска, Милана и других городов.

   Высокое качество, натуральное сырье делали канашинские ковры мечтой многих, поэтому в магазинах их продавали по записи. Но с началом перестройки предприятие развалилось: меняющиеся ежедневно цены на сырье, электроэнергию, неподъемные налоги ... Знаменитые канашинские ткачихи оказались безработными.

   В 2000 году у канашинских ковров началась было вторая жизнь. Судьбой фабрики и возможностью ее восстановления занялся предприниматель из Свердловской области Игорь Беляев. Так появилось ОАО "Канашинские ковры". Поначалу вернули в цеха более пятидесяти рабочих, запустили серийные изделия, но просчитались с рынком сбыта и прогорели.
Сегодня предприятия "Канашинские ковры" как такового,  не существует, но женщины-умелицы остались в селе и ткут ковры по индивидуальным заказам, которые делают состоятельные люди или крупные корпорации.
    Среди  выполненных заказов - панно с родовым гербом, эмблемами и знаками некоторых корпораций и предприятий; был  ковер, на котором выткали автограф заказчика. Одна из интересных работ – своеобразная фотография семьи заказчика, вытканная по мотивам картины, на которой дети представлены в образе ангелов. К 10-летнему юбилею областной думы выткали ковер с изображением герба области и надписью. Особая гордость у мастериц за ковер, который выткали к 60-летию Курганской области в 2003 г. На изделии размером два на три метра была изображена карта Зауралья и герб.

Источники:
Шадринск городок http://schadrinsk.narod.ru/library/shadrinskie_sela.html
ИА "Альянс Медиа"http://openmarket.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=192678